Выступление Меломед Е.И. Использование логопедического оборудования в коррекционной работе. Логопедическая игра Дети и звуки

Е.И.Меломед логопед,

педагог-исследователь

КГУ «Специальная школа-интернат№1» УО ВКО

20.09.2024г

Использование логопедического оборудования в коррекционной работе. Логопедическая игра «Дети и звуки»

Кинезиология – это наука о развитии головного мозга посредством движений. Еѐ методики можно назвать универсальными для развития умственных способностей с помощью различных специальных двигательных упражнений, направленных на синхронизацию работы обоих полушарий. Кинезиологический подход и сенсомоторное развитие ребенка, являющееся фундаментом общего умственного развития человека, тесно соприкасаются между собой, а также с творческой составляющей обучения и развития, поэтому приѐмы кинезиологии неотрывно связаны с различными современными технологиями и развивающими методиками, такими как: игровые технологии, ИКТ, арттерапия, методика Монтессори и др., элементы которых давно и систематично применяются в логопедической практике на занятиях по коррекции недостатков развития речи, а также на других занятиях и уроках во взаимодействии с педагогами и преемственности в обучении. При этом формируется и продолжает формироваться база используемого методического и дидактического оборудования, с опорой на известные научные методики, таких авторов как: А.Н.Пфафенродт, А.Л.Сиротюк, В.И.Ковалько, Н.Н.Колондарова, Л.И.Гайдина, В.В.Коноваленко, а так же на новые педагогические источники творчества и развития, база включает в себя как готовые материалы и оборудование (Мьюзиквей, Мизяка-Дизяка, МГУ и «Тактильная доска», «Логопедический домик», Песочный столик, Модульный коврик, компьютерная система, аудиоколонка, манипуляторы), так и авторские работы. Это творческий процесс педагогов. Занимательность и наглядность методического оснащения позволяет решать задачи перечисленные выше. Так, например авторская методическая разработка – логопедическая игра «Дети и звуки». Практическая значимость, предлагаемой автором игры «Дети и звуки», заключается в том, что она является тренажѐром для развития речевого дыхания, правильного произношения, памяти, мышления, воображения. В этом заключены еѐ цели и задачи. Она может быть использована на занятиях по коррекции недостатков развития речи, в качестве лого-минутки или фонетической зарядки на занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. В игре использованы ассоциации с окружающим миром, тем самым закрепляются в памяти звуки речи с включением всех анализаторов человеческого организма, одновременно развивая их. Звукодвижения, предлагаемые автором, используются в практике много лет. Они были приобретены по заимствованию из научно-методического пособия «Произношение» для детей с нарушением слуха под редакцией А.Н.Пфафенродт и оказались эффективны в работе с детьми с тяжѐлыми нарушениями речи. В поисках возможности развития мотивации к учению учащихся с ООП с нарушениями речи, возникла потребность объединить эти движения в занимательную лого-игру. Сегодня вы увидели, как цели и задачи коррекции недостатков развития речи успешно решаются путѐм комплексного использования специального оснащения, логопедического оборудования и авторских методических разработок.

О школе

Организована в 1959 году, как школа-интернат для детей из малообеспеченных семей. Постановлением Восточно-Казахстанского областного отдела народного образования от 8 июля 1971 года № 341 перепрофилирована во вспомогательную школу-интернат №1 для детей с дефектами умственного и физического развития с 1 сентября 1971 года.С 2020 г. именуется «Специальная школа-интернат №1» управления образования ВКО