Беседа – практикум «Психологическая поддержка ребенка в сложных ситуациях» Кадуркина О.В., Абенова К.М.

 

КГУ «Специальная школа – интернат № 1» УО ВКО

Беседа – практикум «Психологическая поддержка ребенка в сложных ситуациях»

Педагог – психолог Кадуркина О.В.

Социальный педагог Абенова К.М.

Цель:

  • повысить педагогическую культуру родителей, их роль, ответственность и активность в жизнедеятельности их ребенка;
  • научить родителей видеть первые признаки того, что их ребенок находится в сложной ситуации;
  • показать пути преодоления трудных жизненных ситуаций;

Ожидаемые результаты:

  • толерантное отношение к проблемам своих детей;
  • умение принять адекватное решение в создавшейся ситуации;
  • компетентностный подход в вопросах формирования жизнестойкости у детей.

Оборудование

  • памятки для родителей;
  • презентация;
  • карточки с заданием.

Ведущие: педагог - психолог, социальный педагог.

Форма проведения: беседа – практикум

Дата проведения: 26.02.2025 г.

Ход занятия:

  1. Оргмомент, психологический настрой.

Представление ведущих.

Игра на знакомство «Снежный ком».

  1. Просмотр видеоролика, беседа.

Педагог- психолог: Уважаемые родители, здравствуйте! Сегодня у нас есть возможность обсудить важные вопросы воспитания и развития наших детей. Наши ребята становятся взрослей, самостоятельней, и многое для них открывается с новой стороны. Иногда нам, родителям, кажется, мы говорим с ними на разных языках. Давайте просмотрим видеоролик, и возможно, ситуация в нем покажется вам знакомой. Видеоролик

Социальный Педагог: Скажите, а ведь правда в этом ролике, можно узнать и наших детей? Как вы думаете, почему наши дети становятся замкнутыми, агрессивными? (ответы родителей)

Педагог- психолог: Мы, взрослые, умеем достойно справляться с экономическими и политическими трудностями. Мы научились противостоять разрушительным силам, но дети зачастую беззащитны перед ними. Уход из дома, бродяжничество, вредные привычки, интернет – зависимость, деструктивные течения, экстремизм - стали опасной приметой современного времени.

Социальный Педагог: Почему это происходит с нашими ребятами и как им помочь в их нелегкий период, как научить их радоваться завтрашнему дню, и выработать у них жизнестойкость и предстоит нам сегодня вместе разобраться.

  1. Упражнение на интерактивной доске «Причины стрессов»

Педагог- психолог: Сейчас я предлагаю, разобраться в причинах стрессовых ситуаций и тех моментов, которые могут вызвать у ребенка стресс и негативное отношение к себе и окружающим. Посмотрите на доску, мы видим фигуры мальчика и девочки, над ними сгущаются тучи. Вот в эти тучи мы и впишем наши причины. Итак, как вы думаете, что может вызвать беспокойство и стресс у ребенка? (ответы родителей)

Педагог- психолог: Все верно, подведем итог. Основные причины стрессов у подростков, как показала практика, являются:

  • боязнь насмешек, позора или унижения;
  • угроза или вымогательство;
  • страх наказания;
  • желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие,
  • желание избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
  • чувство вины, стыда, оскорблённого самолюбия, самообвинение;
  • переживание обиды, одиночества.
  1. Решение ситуаций.

Социальный Педагог: предлагаю вам ситуации для разбора. Давайте постараемся выработать алгоритм действия в конкретных ситуациях: (родители делятся на группы и рассматривают предлагаемые ситуации)

Ситуация (для родителей)

Как вы поступили бы в данной ситуации?

1) Вы, узнали, что сын стал мишенью для насмешек и оскорблений со стороны одноклассников (обсуждение, реконструирование ситуации)

Социальный ПедагогКакие советы вы могли бы дать родителям по улучшению взаимоотношений ребенка со сверстниками? (Обсуждение).

Социальный Педагог: (после  обсуждения)

  • Обязательно предупредите учителя о проблемах ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.п.).
  • Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения.
  • Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребенка с ними.
  • Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках.
  • Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога.
  • Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта — это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы.
  • Приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых.

Ситуация(для родителей) 

2) Родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только "пятерки" и не является лучшим учеником класса. 

Педагог- психолог: Как вы думаете, что чувствует ребенок? (обсуждение, реконструирование ситуации) 

Какие могут быть последствия данных требований?

(Завышенные требования к ребенку ведут к развитию тревожности) 
 Педагог- психолог: 

  • Противоречивые требования, предъявляемые родителями либо школой 
  • Неадекватные требования (чаще всего завышенные).
  • Негативные требования, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение 
     Как вы думаете, как можно помочь тревожному ребенку? (варианты родителей, обсуждение) 

Педагог- психолог: 

  • Прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка. 
     Повышайте самооценку ребенка, позитивно оценивая его действия и поступки. Как можно чаще называйте ребенка по имени и хвалите в присутствии других детей и взрослых. 
  • Не проводите сравнения одного ребенка с другими. Если же вы все-таки хотите провести сравнение, то лучше сравнить результаты ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад.
  • Отрабатывайте навыки поведения в конкретных ситуациях. 
  1. Знакомство с терминами «Язык принятия». «Язык непринятия»

Педагог- психолог: Сейчас я хочу познакомить Вас с двумя техниками, которые помогут научиться, как лучше общаться с ребенком.

1) «Язык принятия». «Язык непринятия»

Мини-лекция «Вербальная и невербальная оценка детей родителями».

Понятие о «языке принятия» и «языке непринятия» на вербальном и невербальном уровнях.

Ведущий обсуждает с участниками группы, что значит «язык принятия» и «язык непринятия», поясняя разницу их конкретными проявлениями, например:

1) оценка поступка («Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками») – и оценка личности («Ты очень жадный мальчик»);

2) временный язык («Сегодня у тебя это задание не получилось») – и постоянный язык («У тебя никогда ничего не получается, как следует»);

3) невербальные проявления «языка принятия и непринятия» (улыбка, взгляды, жесты, интонации, позы).

  1. Упражнение на различение проявлений принятия и непринятия ребенка. Работа родителей на интерактивной доске.

Примерный перечень проявлений принятия и непринятия ребенка родителями:

Язык принятия

Язык непринятия

Оценка поступка, а не личности

Отказ от объяснений

Похвала

Негативная оценка личности

Комплимент

Сравнение не в лучшую сторону

Временный язык (сегодня у тебя не получилось…)

Постоянный язык (Ты всегда делаешь неправильно…)

Ласковые слова, поддержка

Указание на несоответствие родительским ожиданиям

Выражение заинтересованности

Игнорирование

Сравнение с самим собой

Команды

Одобрение

Приказы

Согласие

Подчеркивание неудачи

Позитивные телесные контакты

Оскорбления

Улыбка

Угрозы

Контакт глаз

Наказание

Доброжелательные интонации

«Жесткая мимика»

Эмоциональное присоединение

Угрожающие позы

Поощрение

Негативные интонации

  1. Работа в парах, заполнить карточки. Затем каждая пара зачитывает по одной ситуации с ответами. Обсуждение, какие еще варианты ответов могут быть.

- Приходится ли менять Вам свое поведение, если изменяется поведение ребенка?

Фразы и поступки ребенка:

Ответ на «языке принятия»

Ответ на «языке непринятия»

Ребенок: Помоги мне, пожалуйста, с уроками!

 

 

Ребенок: У меня нет времени на уборку в своей комнате.

 

 

Вам позвонил учитель,  сказал, что ребенок нарушает дисциплину на уроках.

 

 

Ребенок: Я получил двойку.

 

 

Уроки еще не выучены, а вечером пришли друзья, чтобы позвать гулять на улице.

 

 

Ребенок пришел домой с синяком.

 

 

 

  1. Знакомство с техникой «Я-высказывание», «Ты-высказывание»

Мини-лекция.

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше всего его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Способ «помогающего слушания» называют активным слушанием.

Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

- Больше я туда не пойду!

-Ты огорчен и больше не хочешь ходить в школу.

Правила активного слушания:

  1. повернитесь к ребенку лицом, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне;
  2. ваши ответы должны звучать в утвердительной форме;
  3. повторить, что случилось с ребенком и обозначить его чувство;
  4. «держать паузу» после каждой реплики.

Когда вы говорите с ребенком, сообщайте ему и о свих чувствах. Но говорите от первого лица. Сообщайте о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.

Ведущий дает понятие о приемах и способах выражения взрослыми своих чувств и эмоций посредством языков “Я-высказывание” и “Ты-высказывание”.

«Ты-высказывание» содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение, что вызывает сопротивление и протест (“Прекрати разговаривать!”, “Немедленно уберись в комнате!”). Высказывания такого рода отрицательно влияют на самооценку и уровень притязаний другого человека.

«Я-высказывание» - это сообщение о ваших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения. «Я-высказывание» предполагает в общении с ребенком позицию «на равных», вместо позиции «сверху». В этих высказываниях Вы отстаиваете свои интересы, но при этом не оказываете давления на другого человека. («Я недоволен тем, что комната не убрана. Что можно сделать, чтобы ее убрать?»)

Проблема

Ты – сообщение

(слово обостряет, обижает, ранит)

Я – сообщение

(слово смягчает, щадит, оберегает)

Родитель устал

Ты меня утомил. Отстань от меня.

Я очень устал. Мне хочется отдохнуть.

У ребенка замечание (двойка) в дневнике

Ты – бездельник! Вечно ты меня расстраиваешь!

Я огорчен.Мне неловко за тебя

Сын (дочь) не может выполнить домашнее задание.

О чем ты только думаешь? Неужели тебе трудно запомнить? Ты меня в могилу сведешь

Давай вместе разберемся…Я надеюсь, что у тебя при старании все получится

Ребенок грубо ответил Вам на замечание.

Когда ты научишься разговаривать с родителями?

Мне больно это слышать. Я думаю, что ты просто поторопился.

  1. Упражнение. “Я - высказывания”. “Ты – высказывание”.

Участникам раздаются карточки и они должны дать варианты ответов «Я – высказывание», «Ты – высказывание». В последней строке родители записывают свою ситуацию, и реакцию на нее.

Поступки ребенка:

Ты – высказывание”.

 

Я - высказывания”

Вы входите в комнату и видите вашего сына дошкольника сидящим на подоконнике открытого окна.

 

 

Сын обещал прийти домой в 8 часов с прогулки, а пришел только к десяти.

 

 

Вместо того, чтобы делать уроки, дочь сидит в телефоне.

 

 

 

Ваша 10-летняя дочь жалуется, что ее подруга перестала с ней дружить

 

 

Старший сын – маме: «Ты всегда его защищаешь, говоришь: «Маленький, маленький», а меня никогда не жалеешь!»

 

 

 

 

 

Варианты озвучиваются и обсуждаются.

Социальный Педагог: Итак, уважаемые родители, я надеюсь, что представленные упражнения помогут Вам в повседневной жизни в общении со своими детьми. Подростки склонны критически оценивать слова и поступки взрослых, в том числе своих родителей. Вот почему взрослым в этот период жизни ребенка требуется более критично относиться к себе и своим поступкам.

Педагог- психолог: В основе понимания сложности и противоречивости внутреннего мира подростка взрослый и должен строить свои отношения с ним, иначе ребенок будет, прислушивался к мнению друзей, строить отношения с друзьями на улице, там, где он может все высказать и его выслушают, и дадут «нужный» совет.

Уважение к личности подростка делает нас действительно нужным своему ребенку. А быть нужным — это значит и разделить с ним его тревоги и сомнения, его радости и печали, это значит всегда быть «настроенным на его волну», чутко улавливая малейшие, но такие важные перепады его эмоций. Сделайте так, чтобы ответы на свои вопросы ребенок искал у вас, а добиться этого можно лишь в том случае, если ваши волнения и тревоги тоже будут открыты ребенку.

Социальный Педагог: Уважаемые родители, мы должны быть очень внимательны к своим детям. Мы должны научить ценить жизнь такой какая она есть. Помните, школа и семья - союзники в вопросах не только обучения, но и развития, воспитания детей. Только совместными усилиями, только с совместным заинтересованным, чутким, внимательным, бережным отношением к личности ребёнка, мы сможем предотвратить беду. Мы – то с вами знаем, что несколько двоек подряд, разлад отношений с одноклассниками, ссора с мамой - это всё - такая малость по сравнению с большой жизнью. Они, наши дети, этого не знают, и поэтому не бросайте их, когда им плохо. Помогите ребенку понять, что борьба и надежда, упорная работа и вера всегда вознаграждаются победой. Настраивайте своих детей на удачу!

  1. Итог занятия

Я благодарю вас за работу. Есть ли у вас вопросы?

Предлагаю вам закончить предложения, подытожив наше занятие:

Я узнал(а), что…

Я понял(а), что

Мне понравилось…

Мне захотелось…

Ведущие: - Желаем всем успехов в воспитании ребенка.

Желаю вам всем сердцем, всею душой  любить детей!

 

 

 

Приложение

1) «Язык принятия». «Язык непринятия»

Карточка для родителей

 

Фразы и поступки ребенка:

Ответ на «языке принятия»

Ответ на «языке непринятия»

Ребенок: Помоги мне, пожалуйста, с уроками!

 

 

Ребенок: У меня нет времени на уборку в своей комнате.

 

 

Вам позвонил учитель,  сказал, что ребенок нарушает дисциплину на уроках.

 

 

Ребенок: Я получил двойку.

 

 

Уроки еще не выучены, а вечером пришли друзья, чтобы позвать гулять на улице.

 

 

Ребенок пришел домой с синяком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Упражнение. “Я - высказывания”. “Ты – высказывание”.

Карточки для родителей

 

Поступки ребенка:

Ты – высказывание”

Я - высказывание”

Вы входите в комнату и видите вашего сына дошкольника сидящим на подоконнике открытого окна.

 

 

Сын обещал прийти домой в 8 часов с прогулки, а пришел только к десяти.

 

 

Вместо того, чтобы делать уроки, дочь сидит в телефоне.

 

 

 

Ваша 10-летняя дочь жалуется, что ее подруга перестала с ней дружить

 

 

Старший сын – маме: «Ты всегда его защищаешь, говоришь: «Маленький, маленький», а меня никогда не жалеешь!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фразы и поступки ребенка:

Ответ на «языке принятия»

Ответ на «языке непринятия»

Ребенок: Помоги мне, пожалуйста, с уроками!

 

 

 

Фразы и поступки ребенка:

Ответ на «языке принятия»

Ответ на «языке непринятия»

Ребенок: У меня нет времени на уборку в своей комнате.

 

 

 

 

Фразы и поступки ребенка:

Ответ на «языке принятия»

Ответ на «языке непринятия»

Вам позвонил учитель,  сказал, что ребенок нарушает дисциплину на уроках.

 

 

 

 

Фразы и поступки ребенка:

Ответ на «языке принятия»

Ответ на «языке непринятия»

Ребенок: Я получил двойку

 

 

 

 

 

Фразы и поступки ребенка:

Ответ на «языке принятия»

Ответ на «языке непринятия»

Уроки еще не выучены, а вечером пришли друзья, чтобы позвать гулять на улице.

 

 

 

Фразы и поступки ребенка:

Ответ на «языке принятия»

Ответ на «языке непринятия»

Ребенок пришел домой с синяком.

 

 

 

 

Фразы и поступки ребенка:

Ответ на «языке принятия»

Ответ на «языке непринятия»

Обещал помыть посуду, но вместо этого просидел в телефоне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как вы поступили бы в данной ситуации? Какие советы вы могли бы дать родителям по улучшению взаимоотношений ребенка со сверстниками?

Ситуация:

Вы  узнали, что сын стал мишенью для насмешек и оскорблений со стороны одноклассников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как вы думаете, что чувствует ребенок? Какие могут быть последствия данных требований?

Ситуация:

Родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только "пятерки" и не является лучшим учеником класса.

О школе

Организована в 1959 году, как школа-интернат для детей из малообеспеченных семей. Постановлением Восточно-Казахстанского областного отдела народного образования от 8 июля 1971 года № 341 перепрофилирована во вспомогательную школу-интернат №1 для детей с дефектами умственного и физического развития с 1 сентября 1971 года.С 2020 г. именуется «Специальная школа-интернат №1» управления образования ВКО