КГУ «Специальная школа – интернат № 1» УО ВКО
Беседа – практикум «Психологическая поддержка ребенка в сложных ситуациях»
Педагог – психолог Кадуркина О.В.
Социальный педагог Абенова К.М.
Цель:
- повысить педагогическую культуру родителей, их роль, ответственность и активность в жизнедеятельности их ребенка;
- научить родителей видеть первые признаки того, что их ребенок находится в сложной ситуации;
- показать пути преодоления трудных жизненных ситуаций;
Ожидаемые результаты:
- толерантное отношение к проблемам своих детей;
- умение принять адекватное решение в создавшейся ситуации;
- компетентностный подход в вопросах формирования жизнестойкости у детей.
Оборудование
- памятки для родителей;
- презентация;
- карточки с заданием.
Ведущие: педагог - психолог, социальный педагог.
Форма проведения: беседа – практикум
Дата проведения: 26.02.2025 г.
Ход занятия:
- Оргмомент, психологический настрой.
Представление ведущих.
Игра на знакомство «Снежный ком».
- Просмотр видеоролика, беседа.
Педагог- психолог: Уважаемые родители, здравствуйте! Сегодня у нас есть возможность обсудить важные вопросы воспитания и развития наших детей. Наши ребята становятся взрослей, самостоятельней, и многое для них открывается с новой стороны. Иногда нам, родителям, кажется, мы говорим с ними на разных языках. Давайте просмотрим видеоролик, и возможно, ситуация в нем покажется вам знакомой. Видеоролик
Социальный Педагог: Скажите, а ведь правда в этом ролике, можно узнать и наших детей? Как вы думаете, почему наши дети становятся замкнутыми, агрессивными? (ответы родителей)
Педагог- психолог: Мы, взрослые, умеем достойно справляться с экономическими и политическими трудностями. Мы научились противостоять разрушительным силам, но дети зачастую беззащитны перед ними. Уход из дома, бродяжничество, вредные привычки, интернет – зависимость, деструктивные течения, экстремизм - стали опасной приметой современного времени.
Социальный Педагог: Почему это происходит с нашими ребятами и как им помочь в их нелегкий период, как научить их радоваться завтрашнему дню, и выработать у них жизнестойкость и предстоит нам сегодня вместе разобраться.
- Упражнение на интерактивной доске «Причины стрессов»
Педагог- психолог: Сейчас я предлагаю, разобраться в причинах стрессовых ситуаций и тех моментов, которые могут вызвать у ребенка стресс и негативное отношение к себе и окружающим. Посмотрите на доску, мы видим фигуры мальчика и девочки, над ними сгущаются тучи. Вот в эти тучи мы и впишем наши причины. Итак, как вы думаете, что может вызвать беспокойство и стресс у ребенка? (ответы родителей)
Педагог- психолог: Все верно, подведем итог. Основные причины стрессов у подростков, как показала практика, являются:
- боязнь насмешек, позора или унижения;
- угроза или вымогательство;
- страх наказания;
- желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие,
- желание избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
- чувство вины, стыда, оскорблённого самолюбия, самообвинение;
- переживание обиды, одиночества.
- Решение ситуаций.
Социальный Педагог: предлагаю вам ситуации для разбора. Давайте постараемся выработать алгоритм действия в конкретных ситуациях: (родители делятся на группы и рассматривают предлагаемые ситуации)
Ситуация (для родителей)
Как вы поступили бы в данной ситуации?
1) Вы, узнали, что сын стал мишенью для насмешек и оскорблений со стороны одноклассников (обсуждение, реконструирование ситуации)
Социальный Педагог: Какие советы вы могли бы дать родителям по улучшению взаимоотношений ребенка со сверстниками? (Обсуждение).
Социальный Педагог: (после обсуждения)
- Обязательно предупредите учителя о проблемах ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.п.).
- Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения.
- Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребенка с ними.
- Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках.
- Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога.
- Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта — это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы.
- Приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых.
Ситуация(для родителей)
2) Родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только "пятерки" и не является лучшим учеником класса.
Педагог- психолог: Как вы думаете, что чувствует ребенок? (обсуждение, реконструирование ситуации)
Какие могут быть последствия данных требований?
(Завышенные требования к ребенку ведут к развитию тревожности)
Педагог- психолог:
- Противоречивые требования, предъявляемые родителями либо школой
- Неадекватные требования (чаще всего завышенные).
- Негативные требования, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение
Как вы думаете, как можно помочь тревожному ребенку? (варианты родителей, обсуждение)
Педагог- психолог:
- Прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка.
Повышайте самооценку ребенка, позитивно оценивая его действия и поступки. Как можно чаще называйте ребенка по имени и хвалите в присутствии других детей и взрослых. - Не проводите сравнения одного ребенка с другими. Если же вы все-таки хотите провести сравнение, то лучше сравнить результаты ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад.
- Отрабатывайте навыки поведения в конкретных ситуациях.
- Знакомство с терминами «Язык принятия». «Язык непринятия»
Педагог- психолог: Сейчас я хочу познакомить Вас с двумя техниками, которые помогут научиться, как лучше общаться с ребенком.
1) «Язык принятия». «Язык непринятия»
Мини-лекция «Вербальная и невербальная оценка детей родителями».
Понятие о «языке принятия» и «языке непринятия» на вербальном и невербальном уровнях.
Ведущий обсуждает с участниками группы, что значит «язык принятия» и «язык непринятия», поясняя разницу их конкретными проявлениями, например:
1) оценка поступка («Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками») – и оценка личности («Ты очень жадный мальчик»);
2) временный язык («Сегодня у тебя это задание не получилось») – и постоянный язык («У тебя никогда ничего не получается, как следует»);
3) невербальные проявления «языка принятия и непринятия» (улыбка, взгляды, жесты, интонации, позы).
- Упражнение на различение проявлений принятия и непринятия ребенка. Работа родителей на интерактивной доске.
Примерный перечень проявлений принятия и непринятия ребенка родителями:
Язык принятия |
Язык непринятия |
Оценка поступка, а не личности |
Отказ от объяснений |
Похвала |
Негативная оценка личности |
Комплимент |
Сравнение не в лучшую сторону |
Временный язык (сегодня у тебя не получилось…) |
Постоянный язык (Ты всегда делаешь неправильно…) |
Ласковые слова, поддержка |
Указание на несоответствие родительским ожиданиям |
Выражение заинтересованности |
Игнорирование |
Сравнение с самим собой |
Команды |
Одобрение |
Приказы |
Согласие |
Подчеркивание неудачи |
Позитивные телесные контакты |
Оскорбления |
Улыбка |
Угрозы |
Контакт глаз |
Наказание |
Доброжелательные интонации |
«Жесткая мимика» |
Эмоциональное присоединение |
Угрожающие позы |
Поощрение |
Негативные интонации |
- Работа в парах, заполнить карточки. Затем каждая пара зачитывает по одной ситуации с ответами. Обсуждение, какие еще варианты ответов могут быть.
- Приходится ли менять Вам свое поведение, если изменяется поведение ребенка?
Фразы и поступки ребенка: |
Ответ на «языке принятия» |
Ответ на «языке непринятия» |
Ребенок: Помоги мне, пожалуйста, с уроками! |
|
|
Ребенок: У меня нет времени на уборку в своей комнате. |
|
|
Вам позвонил учитель, сказал, что ребенок нарушает дисциплину на уроках. |
|
|
Ребенок: Я получил двойку. |
|
|
Уроки еще не выучены, а вечером пришли друзья, чтобы позвать гулять на улице. |
|
|
Ребенок пришел домой с синяком. |
|
|
- Знакомство с техникой «Я-высказывание», «Ты-высказывание»
Мини-лекция.
Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше всего его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Способ «помогающего слушания» называют активным слушанием.
Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
- Больше я туда не пойду!
-Ты огорчен и больше не хочешь ходить в школу.
Правила активного слушания:
- повернитесь к ребенку лицом, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне;
- ваши ответы должны звучать в утвердительной форме;
- повторить, что случилось с ребенком и обозначить его чувство;
- «держать паузу» после каждой реплики.
Когда вы говорите с ребенком, сообщайте ему и о свих чувствах. Но говорите от первого лица. Сообщайте о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.
Ведущий дает понятие о приемах и способах выражения взрослыми своих чувств и эмоций посредством языков “Я-высказывание” и “Ты-высказывание”.
«Ты-высказывание» содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение, что вызывает сопротивление и протест (“Прекрати разговаривать!”, “Немедленно уберись в комнате!”). Высказывания такого рода отрицательно влияют на самооценку и уровень притязаний другого человека.
«Я-высказывание» - это сообщение о ваших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения. «Я-высказывание» предполагает в общении с ребенком позицию «на равных», вместо позиции «сверху». В этих высказываниях Вы отстаиваете свои интересы, но при этом не оказываете давления на другого человека. («Я недоволен тем, что комната не убрана. Что можно сделать, чтобы ее убрать?»)
Проблема |
Ты – сообщение (слово обостряет, обижает, ранит) |
Я – сообщение (слово смягчает, щадит, оберегает) |
Родитель устал |
Ты меня утомил. Отстань от меня. |
Я очень устал. Мне хочется отдохнуть. |
У ребенка замечание (двойка) в дневнике |
Ты – бездельник! Вечно ты меня расстраиваешь! |
Я огорчен.Мне неловко за тебя |
Сын (дочь) не может выполнить домашнее задание. |
О чем ты только думаешь? Неужели тебе трудно запомнить? Ты меня в могилу сведешь |
Давай вместе разберемся…Я надеюсь, что у тебя при старании все получится |
Ребенок грубо ответил Вам на замечание. |
Когда ты научишься разговаривать с родителями? |
Мне больно это слышать. Я думаю, что ты просто поторопился. |
- Упражнение. “Я - высказывания”. “Ты – высказывание”.
Участникам раздаются карточки и они должны дать варианты ответов «Я – высказывание», «Ты – высказывание». В последней строке родители записывают свою ситуацию, и реакцию на нее.
Поступки ребенка: |
“Ты – высказывание”.
|
“Я - высказывания” |
Вы входите в комнату и видите вашего сына дошкольника сидящим на подоконнике открытого окна. |
|
|
Сын обещал прийти домой в 8 часов с прогулки, а пришел только к десяти. |
|
|
Вместо того, чтобы делать уроки, дочь сидит в телефоне. |
|
|
Ваша 10-летняя дочь жалуется, что ее подруга перестала с ней дружить |
|
|
Старший сын – маме: «Ты всегда его защищаешь, говоришь: «Маленький, маленький», а меня никогда не жалеешь!» |
|
|
|
|
|
Варианты озвучиваются и обсуждаются.
Социальный Педагог: Итак, уважаемые родители, я надеюсь, что представленные упражнения помогут Вам в повседневной жизни в общении со своими детьми. Подростки склонны критически оценивать слова и поступки взрослых, в том числе своих родителей. Вот почему взрослым в этот период жизни ребенка требуется более критично относиться к себе и своим поступкам.
Педагог- психолог: В основе понимания сложности и противоречивости внутреннего мира подростка взрослый и должен строить свои отношения с ним, иначе ребенок будет, прислушивался к мнению друзей, строить отношения с друзьями на улице, там, где он может все высказать и его выслушают, и дадут «нужный» совет.
Уважение к личности подростка делает нас действительно нужным своему ребенку. А быть нужным — это значит и разделить с ним его тревоги и сомнения, его радости и печали, это значит всегда быть «настроенным на его волну», чутко улавливая малейшие, но такие важные перепады его эмоций. Сделайте так, чтобы ответы на свои вопросы ребенок искал у вас, а добиться этого можно лишь в том случае, если ваши волнения и тревоги тоже будут открыты ребенку.
Социальный Педагог: Уважаемые родители, мы должны быть очень внимательны к своим детям. Мы должны научить ценить жизнь такой какая она есть. Помните, школа и семья - союзники в вопросах не только обучения, но и развития, воспитания детей. Только совместными усилиями, только с совместным заинтересованным, чутким, внимательным, бережным отношением к личности ребёнка, мы сможем предотвратить беду. Мы – то с вами знаем, что несколько двоек подряд, разлад отношений с одноклассниками, ссора с мамой - это всё - такая малость по сравнению с большой жизнью. Они, наши дети, этого не знают, и поэтому не бросайте их, когда им плохо. Помогите ребенку понять, что борьба и надежда, упорная работа и вера всегда вознаграждаются победой. Настраивайте своих детей на удачу!
- Итог занятия
Я благодарю вас за работу. Есть ли у вас вопросы?
Предлагаю вам закончить предложения, подытожив наше занятие:
Я узнал(а), что…
Я понял(а), что
Мне понравилось…
Мне захотелось…
Ведущие: - Желаем всем успехов в воспитании ребенка.
Желаю вам всем сердцем, всею душой любить детей!
Приложение
1) «Язык принятия». «Язык непринятия»
Карточка для родителей
Фразы и поступки ребенка: |
Ответ на «языке принятия» |
Ответ на «языке непринятия» |
Ребенок: Помоги мне, пожалуйста, с уроками! |
|
|
Ребенок: У меня нет времени на уборку в своей комнате. |
|
|
Вам позвонил учитель, сказал, что ребенок нарушает дисциплину на уроках. |
|
|
Ребенок: Я получил двойку. |
|
|
Уроки еще не выучены, а вечером пришли друзья, чтобы позвать гулять на улице. |
|
|
Ребенок пришел домой с синяком. |
|
|
Приложение 2
Упражнение. “Я - высказывания”. “Ты – высказывание”.
Карточки для родителей
Поступки ребенка: |
“Ты – высказывание” |
“Я - высказывание” |
Вы входите в комнату и видите вашего сына дошкольника сидящим на подоконнике открытого окна. |
|
|
Сын обещал прийти домой в 8 часов с прогулки, а пришел только к десяти. |
|
|
Вместо того, чтобы делать уроки, дочь сидит в телефоне. |
|
|
Ваша 10-летняя дочь жалуется, что ее подруга перестала с ней дружить |
|
|
Старший сын – маме: «Ты всегда его защищаешь, говоришь: «Маленький, маленький», а меня никогда не жалеешь!» |
|
|
Фразы и поступки ребенка: |
Ответ на «языке принятия» |
Ответ на «языке непринятия» |
Ребенок: Помоги мне, пожалуйста, с уроками! |
|
|
Фразы и поступки ребенка: |
Ответ на «языке принятия» |
Ответ на «языке непринятия» |
Ребенок: У меня нет времени на уборку в своей комнате. |
|
|
Фразы и поступки ребенка: |
Ответ на «языке принятия» |
Ответ на «языке непринятия» |
Вам позвонил учитель, сказал, что ребенок нарушает дисциплину на уроках. |
|
|
Фразы и поступки ребенка: |
Ответ на «языке принятия» |
Ответ на «языке непринятия» |
Ребенок: Я получил двойку |
|
|
Фразы и поступки ребенка: |
Ответ на «языке принятия» |
Ответ на «языке непринятия» |
Уроки еще не выучены, а вечером пришли друзья, чтобы позвать гулять на улице. |
|
|
Фразы и поступки ребенка: |
Ответ на «языке принятия» |
Ответ на «языке непринятия» |
Ребенок пришел домой с синяком. |
|
|
Фразы и поступки ребенка: |
Ответ на «языке принятия» |
Ответ на «языке непринятия» |
Обещал помыть посуду, но вместо этого просидел в телефоне |
|
|
Как вы поступили бы в данной ситуации? Какие советы вы могли бы дать родителям по улучшению взаимоотношений ребенка со сверстниками?
Ситуация:
Вы узнали, что сын стал мишенью для насмешек и оскорблений со стороны одноклассников.
Как вы думаете, что чувствует ребенок? Какие могут быть последствия данных требований?
Ситуация:
Родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только "пятерки" и не является лучшим учеником класса.