Семинар - практикум
«Использование средств информационных коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе с целью повышения качества обучения (в рамках реализации Комплексно-целевой программы развития школы) (слайд 1)
"Если сегодня будем учить так, как учили вчера,
мы украдём у наших детей завтра."
Джон Дьюи (американский педагог, социолог).
(слайд 2)
Цель: повышение педагогической компетенции педагогов в области применения информационно-коммуникационных средств в подготовке и проведении образовательной деятельности специальной школы
Задачи:
- актуализировать и расширить представления педагогов о возможностях использования ИКТ-средств в педагогической деятельности;
способствовать формированию осознанного положительного отношения к использованию ИКТ-средств в специальной школе. (слайд 3)
Планируемые результаты:
Педагоги осознают необходимость использования ИКТ-средств в своей профессиональной деятельности, увидят преимущества их использования в своей работе; узнают основные правила использования ИКТ-средств в работе с детьми; проявят желание включать в свою практическую деятельность и разрабатывать собственные ИКТ-средства.
Форма работы: семинар -практикум
Структура семинара-практикума:
- Введение в тему семинара.
- Использование средств коммуникативных информационных технологий в учебно- воспитательном процессе с целью повышения качества обучения на уроках МО предметного цикла (в рамках реализации Комплексно-целевой программы развития школы)(Агиенко С.В.)
3.Использование ИКТ на уроках русского языка и литературного чтения.( Крыкпаева Р.К.)
4.ИКТ на уроках обучения казахскому языку (Терекбаева К.С)
5.Обратная связь- педагоги МО предметного цикла и участники семинара.
- 6. Рефлексия.
(слайд 4)
Использование средств информационных коммуникативных технологий в учебно- воспитательном процессе с целью повышения качества обучения на уроках МО предметного цикла (в рамках реализации Комплексно-целевой программы развития школы) (слайд 5)
Информатизация и рост компьютерной грамотности населения предъявляет сегодня повышенные требования к современному человеку. В настоящее время система образования в специальной школе претерпевает значительные изменения. Идет поиск новых подходов, способствующих созданию условий, обеспечивающих полноценное и всестороннее развитие личности детей имеющих ограниченные возможности здоровья.
Ни для кого не секрет, что учащиеся специальных школ менее адаптированы к жизни в обществе, чем их сверстники. Основной задачей для нашей школы является интеллектуальное развитие детей, осуществляемое через формирование познавательной деятельности. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) способствуют более эффективному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, что неоднократно подчеркивали различные исследователи.
Из-за ограничений в умственном развитии у учащихся специальной школы интерес к учебе низок, овладение знаниями и умениями не является целью для таких детей, главная мотивация – получение документа об образовании. В этой связи видится необходимым для повышения мотивации к учебной деятельности изменить роль ученика на уроке, превратив его из пассивного слушателя в активного участника образовательного процесса.
Нельзя не согласиться с мнением Н.И.Глумовой, которая пишет, что ИКТ «активизируют мыслительную деятельность учащихся, что ведет к повышению эффективности усвоения материала, формируют познавательные способности, повышают мотивацию. Различный иллюстрированный материал поднимает процесс обучения на качественно новый уровень. Современному ученику намного интереснее воспринимать материал с использованием компьютера на уроке. Сегодня компьютер это уже не роскошь, а неотьемлемая часть учебного процесса. Информационно-коммуникационные технологии помогают воспитать всесторонне развитую личность, новое поколение грамотных людей»
ИКТ что это? (слайд 6)
Для компьютерной поддержки на уроках предметного цикла педагогами МО используются: (слайд 7)
- компьютерные пособия, дидактический материал, интерактивные игры, специальные программы предметного содержания;
- компьютерные тренажеры;
- геометрические конструкторы, раскраски, лабиринты, мозаики;
- компьютерные карты и топографические схемы для уроков географии и родного края;
- интерактивные энциклопедии и учебники по различным предметам;
- различные логические игры на компьютере, тренажеры, кроссворды, игры на развитие мышления, памяти, внимания, математических, творческих и других предметных навыков;
-использование искусственного интеллекта
Использование вышеперечисленных мультимедийных технологий в образовательном процессе на уроках предметного направления, применение игрового метода в обучении школьников с отставанием в умственном развитии вызывает устойчивый интерес к учению, что способствует повышению эффективности образовательного процесса.
Что входит в понятие ИКТ если говорить простым языком , и основные средства ИКТ можно увидеть на (слайде 8)
Следующий (слайд 9) позволяет нам убедиться в том, что ИКТ технологии можно применять на любом этапе структуры урока, и на практике на своих уроках и на уроках декады «Предметный калейдоскоп» мы действительно это видели наглядно. Использование информационно-коммуникационных технологий педагоги МО применяют на любом этапе урока: при изучении нового материала, повторении, закреплении, проверке знаний, умений и навыков, обобщения и систематизации учебного материала.
Анализируя опыт применения ИКТ в обучении детей с ООП в нашей школе на предметах МО, можно отметить, что использование таких технологий способствует достижению следующих результатов:
(слайд 10)
- учащиеся быстрее усваивают конкретные понятия, такие как «цвет», «форма», «величина», «число», «множество» и другие, благодаря наглядности изучаемого материала;
- дети лучше развивают умение ориентирования в пространстве и на плоскости, в движении и в статике;
- память и внимание тренируются эффективнее;
- словарный запас пополняется активнее;
- навыки чтения и письма осваиваются значительно быстрее;
- развивается координация движений глаз и рук;
- воспитывается сосредоточенность и целеустремленность;
- развивается воображение, образное мышление, формируются творческие способности.
Детям с ООП при обучении школьным предметам важно снизить стресс, сократить количество отрицательных эмоций, которые они испытывают из-за плохого усвоения школьного материала. Использование ИКТ позволяет им не бояться допустить ошибку, так как компьютер дает возможность ее во время исправить, может давать подсказки. При выполнении заданий с электронным помощником дети могут сразу получить обратную связь, одобрение при правильном выполнении задания и поддержку при возможных ошибках, почувствовать свою успешность, увидеть сразу результат своей работы. Это способствует развитию познавательной активности учащихся, повышению мотивации к учебной деятельности.
Считаю, что особенно эффективно применение компьютерных технологий при изучении русского языка, чтения и математики исходя из опыта педагогов МО.
Урок русского языка является одним из основных предметов в школе, обучение имеет практическую направленность, является обязательным при освоении программы специального образования. Использование ИКТ при изучении данного предмета позволяет создать условия для формирования грамотности, развития речи, повышения интереса к изучению языка. Успешное овладение языком позволяет также повысить успеваемость детей с ограниченными возможностями здоровья по другим предметам.
При изучении математики не менее важна наглядность. ИКТ могут использоваться для объяснения нового материала, демонстрации заданий, направленных на развитие мышления, внимания, памяти, что способствует росту результативности обучения.
В зависимости от типа урока можно использовать различный дидактический материал: таблицы, схемы, игровые задания и упражнения с применением проектора и компьютера с выходом в интернет. Это обеспечивает наглядность и активное включение учащихся в работу на уроке, как при коллективной, так и при индивидуальной, самостоятельной деятельности. Использование ИКТ позволяет решить проблему раздаточного материала, которая всегда остро стояла перед учителем. Если ранее при подготовке к уроку учителю каждый раз приходилось вырезать, клеить, рисовать, готовить раздаточный материал, то при использовании презентаций этот процесс существенно упрощается.
Мультимедийные технологии обеспечивают возможность подключения различных каналов восприятия учащихся. Еще К. Ушинский писал, что при применении нескольких органов чувств в обучении изучаемый материал лучше воспринимается и усваивается.
Эксперты отмечают, что «только четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. При комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75 процентов»
Основной программой, которая используется на уроках в коррекционных школах, является MS Power Point. Она позволяет при помощи видеопроектора;
- вывести на экран наглядный, в том числе интерактивный материал в виде рисунков, схем, таблиц, примеров, трактовок понятий, упражнений;
- провести контроль усвоения материалов при помощи различных заданий и тестов. Замечательно, что в нашей школе в этом учебном году работают интерактивные доски, это огромное подспорье в обучении учителю предметнику.
Несмотря на наличие ряда преимуществ использования ИКТ в работе учителя специальной школы, их внедрение связано с рядом проблем. Практически отсутствуют готовые задания, учебные пособия для детей с особенностями развития, педагогам зачастую их приходится разрабатывать самостоятельно, адаптировать стандартные пособия для работы на уроках с учащимися нашей школы. Разработка таких пособий весьма актуальна на сегодняшний день. Но наши педагоги справляются с этой задачей и несмотря на проблемы используют активно ИКТ на своих уроках и внеклассных мероприятиях. Яркое тому подтверждение декада МО «Предметный калейдоскоп».
(слайд 11,12)
Удобно и результативно использование ИКТ на таких уроках, как казахский язык, история, география, естествознание, мир вокруг, СБО на предметах связанных с творческой деятельностью.
При помощи мультимедийных презентаций, видеофайлов можно организовать работу детей таким образом, что они смогут наблюдать процесс грамотного изучения казахского языка, русского языка, могут работать с произведениями литературы, обращаясь к экрану монитора или презентации, выполнять действия последовательно, по аналогии, анализировать события, изучать литературных героев, работать с картами, изучать природу, континенты, моря и океаны. При индивидуальной работе возможно регулировать темп работы с учащимися, применять дифференцированную форму работы, возвращаясь при необходимости к предыдущим шагам заданий. ИКТ позволяют переложить роль демонстрации образца с учителя на технические средства, а педагог в свою очередь получает возможность оказывать помощь ученикам в соответствии с их возможностями.
На уроках мир вокруг, естествознания, географии, истории, СБО ИКТ также открывают широкие возможности для иллюстрирования учебных материалов. Особенно это актуально в том случае, когда изучаемые объекты недоступны для непосредственного наблюдения. Демонстрация физических и химических опытов, различных объектов природы, представителей животного мира и растительности, схем сражений привлекает интерес учащихся, способствует лучшему усвоению материала. Использование ИКТ существенно экономит время учителя на уроке. При использовании презентаций, видео и аудио файлов пропадает необходимость обращаться к использованию доски и мела. Благодаря этому расширяются возможности для индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися. В результате совместной работы педагога и ученика формируются такие важные качества, как самостоятельность, развиваются коммуникативные способности и навыки критического мышления, повышается информационная культура личности. Школьники учатся обмениваться мнениями, информацией, задавать вопросы друг другу и учителю, работать в команде, участвовать в дискуссиях, выступать на публике.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий позволяет учителю более рационально использовать время при подготовке к уроку и его проведению, эффективно организовывать индивидуальную и групповую работу учащихся. ИКТ способствуют развитию внимания, мышления, памяти, в результате чего повышается эффективность обучения детей с ограниченными возможностями. Использование ИКТ на уроках способствует повышению познавательного интереса к предмету, росту учебной мотивации, повышению уровня качества знаний, интенсивности обучения, обеспечению индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Все это положительно влияет на успеваемость учащихся специальной школы, помогает формированию у них навыков самостоятельной деятельности, создает ситуацию успеха для школьников.
ИКТ безусловно развивают коммуникативные навыки детей на основе диалога ученика как с компьютером, так с учителем и его сверстниками. Современная компьютерная техника и мультимедийные технологии способствуют росту интереса к изучаемому предмету, повышают мотивацию к учебной деятельности, стимулируют творческую активность учащихся, что, безусловно, приводит к повышению эффективности обучения. (слайд 13)
Таким образом, можно сделать выводы о том, что использование средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе КГУ «Специальной школы-интерната № 1» УО ВКО с целью повышения качества обучения (в рамках реализации Комплексно-целевой программы развития школы) нашло свое активное и деятельное применение, имеет свое важное значение и в дальнейшем процессе обучения думаю будет не менее актуально и содержательно использоваться в обучении наших детей с ООП.
Агиенко С В