ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ - ИНТЕРНАТА.

ЖУНУСОВА А.У.,

директор, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории

КГУ «Специальная школа – интернат № 1» Управления образования  

Восточно – Казахстанской области, Республика Казахстан, г. Алтай

КАДУРКИНА О.В.,

педагог-психолог, квалификационной категории педагог-эксперт

КГУ«Специальная школа – интернат № 1» Управления образования  

Восточно – Казахстанской области, Республика Казахстан, г. Алтай

В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения учащихся с нарушениями интеллекта и задержкой психического развития в условиях специальной школы - интерната. Раскрываются понятия медицинской и социально-педагогической модели оценки и поддержки обучающихся с ООП. Показана практическая работа службы психолого-педагогического сопровождения в специальной школе по пяти направлениям деятельности. The article deals with the organization of psychological and pedagogical support of students with intellectual disabilities and mental retardation in a special boarding school. The concepts of medical and socio-pedagogical models of assessment and support of students with special educational needs are revealed. The practical work of the psychological and pedagogical support service in a special school in five areas of activity is shown. Мақалада арнайы мектеп - интернат жағдайында ақыл-ойы бұзылған және психикалық дамуы тежелген оқушыларды психологиялық-педагогикалық сүйемелдеуді ұйымдастыру мәселелері қарастырылады. Ерекше білім беру қажеттіліктері бар білім алушыларды бағалау мен қолдаудың Медициналық және әлеуметтік-педагогикалық моделі ұғымдары ашылады. Бес бағыт бойынша арнайы мектепте психологиялық-педагогикалық қолдау қызметінің практикалық жұмысы көрсетілді.

В настоящее время в Казахстане особые образовательные потребности

у школьников с нарушениями психофизического развития удовлетворяются в специальных школах, а также в форме инклюзивного образования, которое  в нашей стране стало развиваться относительно недавно [3].

Дети с особыми образовательными потребностями (ООП) – это дети, которые испытывают постоянные или временные потребности в специальных условиях для получения образования соответствующего уровня [4].  

В КГУ «Специальная школа – интернат № 1» УО ВКО обучаются дети с легкими и умеренными нарушениями интеллекта с 0 по 10 класс (71 и 19 учащихся соответственно), а также с задержкой психического развития – с 1 по 4 класс (28 детей). Сейчас в школе обучается 118 учащихся, из них 14 – на надомном обучении. Работа с каждой из категорий обучающихся предполагает свою специфику. Дети с ЗПР после окончания начального звена переходят в общеобразовательную школу, и задача специальной школы – всесторонне подготовить ребят к этому. Выпускников с легкими нарушениями интеллекта необходимо вооружить компетенциями для самостоятельной жизни (дальнейшего обучения в колледже, трудоустройства и т.д.). Ребятам, имеющим нарушения интеллекта умеренной степени, требуется большой объем психолого-педагогической поддержки, для овладения элементарными навыками социально – бытовой коммуникации, самообслуживания и т.д. [1]

В настоящее время модель оценки и поддержки обучающихся с ООП в системе специального и инклюзивного образования в Казахстане совершает ментальный переход от медицинской модели к социально-педагогической. Медицинская модель основана на понятии, что проблемы и трудности обучения заложены в самом ребенке и поэтому он «ненормальный, дефектный, инвалид, недееспособный». Такая оценка фокусирована на медицинский диагноз, а обучение – на коррекцию. Новая оценка ориентирована на потребности человека, а обучение – на образовательную поддержку и адаптацию факторов окружающей среды [3].  В соответствии с этим меняются цели и задачи психолого-педагогического сопровождения учащихся с ООП как в общеобразовательной, так и в специальной школе.

В условиях школьного обучения психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде в соответствии с его возможностями и потребностями [4].

Целью организации психолого-педагогического сопровождения в специальной школе является создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье и т.п.).

          Созданная в КГУ «Специальная школа – интернат № 1» УО ВКО служба психолого – педагогического сопровождения (СППС) включает в себя на постоянной основе заместителя директора, педагога – психолога, социального педагога и учителя - логопеда. В течение учебного года в деятельность Службы вовлекаются учителя, воспитатели, медицинские работники школы – интерната. Каждый специалист СППС в рамках своих компетенций осуществляет взаимодействие с другими учреждениями. Педагог – психолог поддерживает связь с центрами психического здоровья, районной ПМПК; социальный педагог – с органами опеки, правоохранительными органами и иными организациями, так или иначе включенными в жизнь школы (НКО, спонсоры и т.д.); медицинские работники – с медицинскими учреждениями города и района [2].

СППС работает по следующим направлениям деятельности:

  • Организационно-методическая работа.
  • Психодиагностика.
  • Коррекционно-развивающее направление.
  • Психологическое консультирование и просвещение.
  • Профилактическая работа.

Организационно – методическая работа включает в себя, в том числе, социально – диспетчерское направление [5]. Социально-диспетчерская деятельность СППС ориентирована на получение семьями учащихся социально-психологической помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции школьного специалиста. В основном, социально-диспетчерское направление реализуется в работе с семьями учащихся. Специалисты СППС постоянно вовлечены в помощь по решению различных вопросов, с которыми обращаются родители учащихся. Это получение материальной помощи для многодетных и малообеспеченных семей, содействие в оформлении различных пособий, направление ребенка на консультацию в медицинские учреждения, ПМПК, оказание помощи в установлении инвалидности [6]. Учитывая образовательный уровень родителей (47% имеют неполное среднее образование), низкую культуру быта во многих семьях (24% семей отнесены к «неблагополучным»), комплексная помощь семьям учащихся осуществляется в достаточно большом объеме. Поскольку из всего контингента учащихся нашей школы  36% составляют дети – инвалиды, 20% учащихся из многодетных семей, 38%  детей живут в малообеспеченных семьях, социально-диспетчерская деятельность СППС в специальной школе является одной из важных. Основную работу в этом направлении координирует социальный педагог школы.

Диагностическое направление реализуется каждым из специалистов СППС. Учитель – логопед обследует состояние развития речи учащихся. Социальный педагог изучает статус семей, материальное положение,  выявляет неблагополучные семьи, состоящие в «группе риска», составляет социальный паспорт школы. Педагог-психолог проводит психологическую диагностику, в том числе как одну из форм оценки образовательных потребностей учащихся. Ежегодно педагогом-психологом проводятся следующие виды психодиагностической деятельности:

  • Диагностика готовности к обучению учащихся нулевого и 1-х классов, и повторная психологическая диагностика в конце учебного года.
  • Диагностика склонности к суицидальному поведению (7 - 10кл.)
  • Анкетирование учащихся по половой неприкосновенности несовершеннолетних, по выявлению фактов насилия в семье.
  • Диагностика эмоционального благополучия учащихся - анкетирование «Мой интернат - мой дом», 5-10 кл.
  • Социометрические исследования во 2-10 классах.
  • Анонимные опросы по употреблению ПАВ в 5-10 классах.
  • Анкетирование учащихся 10 класса по профориентации.
  • Дифференциальная диагностика по плану и по запросу.

Коррекционно-развивающее направление в деятельности СППС реализуется в форме занятий учителя – логопеда и педагога-психолога с учащимися в 1- 6 классах. Логопед проводит занятия по коррекции недостатков развития речи, работая в тесном сотрудничестве с педагогами. За 2021-2022 уч.г.  улучшение по всем показателям речевого развития учащихся составило в среднем 20%.  Педагог – психолог работает по двум программам – для учащихся с ЗПР («Программа развития познавательных процессов младших школьников с ЗПР»), и для учащихся с нарушениями интеллекта («Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся с интеллектуальной недостаточностью»).  Занятия проводятся еженедельно в каждом классе.

Психопрофилактическая работа ведется системно в течение года.  В 1-х классах и в 5 классе в течение 1 четверти осуществляется сопровождение учащихся с целью профилактики явлений дезадаптации.  По программе профилактики суицидального поведения проводятся ежемесячно занятия в среднем и старшем звене. В целях профилактики ранней половой жизни и ИППП со старшеклассниками идут занятия на тему «Поговорим о сокровенном», «Когда девушка взрослеет», «Мальчик становится мужчиной», «Остановите СПИД».  Регулярно в беседах с учащимися освещаются темы по профилактике насилия и нарушения половой неприкосновенности.

СППС планово участвует в ежемесячных заседаниях школьного совета по профилактике правонарушений, сотрудничает с районной комиссией по защите прав несовершеннолетних. В течение учебного года специалистами СППС регулярно посещаются квартиры учащихся, проводятся беседы с родителями, выявляются жилищно – бытовые условия, материальные возможности семьи. Всем семьям по запросу оказывается необходимая помощь и поддержка.

Психологическое консультирование и просвещение проводится со всеми участниками учебно – воспитательного процесса. Так, за 2021-2022 учебный год проведено 149 консультаций родителей по разным направлениям, с учащимися - 156 индивидуальных консультаций. В течение учебного года было проведено 145 консультаций с педагогами, а также со смежными специалистами по различным вопросам.

Ежегодно СППС составляет аналитический отчет, где прослеживается степень реализации поставленных целей. Однако, самый наглядный показатель успешности работы педагогического коллектива специальной школы – это ее выпускники, их дальнейшие судьбы, их профессиональное самоопределение. Социальным педагогом школы-интерната налажена тесная связь с колледжами района и области. Ведется разъяснительная работа с родителями учащихся, даются рекомендации по дальнейшему обучению. В текущем году 100% выпускников поступили в колледжи на различные специальности. За последние 5 лет, 40% выпускников уже успешно закончили обучение в колледже и получили рабочую специальность (швея, штукатур-маляр, механизатор, сварщик). Часть ребят еще продолжает обучение, остальные трудоустроены либо получают пособие по инвалидности. СППС постоянно поддерживает контакт с бывшими учениками, продолжая оказывать им поддержку.

Современное специальное образование призвано, в первую очередь, подготовить воспитанника к дальнейшему обучению профессии, самостоятельной жизни, к адаптации в социуме. Служба психолого-педагогического сопровождения школы, успешно функционирующая и развивающаяся, вносит немаловажный вклад в достижение этой цели.

Список литературы:

1.Инструктивно-методическое  письмо  «Об  особенностях  учебно-воспитательного  процесса  в  организациях  среднего  образования Республики Казахстан в 2022-2023 учебном году». – Нур-Султан: НАО имени И. Алтынсарина, 2022. – 320 с.

2.Правила деятельности Психологической службы в организациях среднего образования. Методическое  руководство. – Нұр-Сұлтан:  НАО имени И. Алтынсарина, 2021. – 74 с.

3.Психолого-педагогическое  сопровождение  детей  с  особыми  образовательными  потребностями  в  общеобразовательной школе:  метод.рекомендации/      Елисеева  И.Г.,  Ерсарина  А.К.  - Алматы: ННПЦ КП, 2019. - 118с.

4.«Об утверждении Правил психолого-педагогического сопровождения в организациях образования». Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 января 2022 года № 6.https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200026513

5.«Об утверждении Правил деятельности психологической службы в организациях среднего образования». Приказ и.о. Министра просвещения Республики Казахстан от 25 августа 2022 года № 377.https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029288

6. «Об утверждении Национального плана по обеспечению прав и улучшению

качества жизни лиц с инвалидностью в Республике Казахстан до 2025 года».

Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 мая 2019 года № 326.https://special-edu.kz/EDU_LFSI/LegislativeBasicsKZ/ru

О школе

Организована в 1959 году, как школа-интернат для детей из малообеспеченных семей. Постановлением Восточно-Казахстанского областного отдела народного образования от 8 июля 1971 года № 341 перепрофилирована во вспомогательную школу-интернат №1 для детей с дефектами умственного и физического развития с 1 сентября 1971 года.С 2020 г. именуется «Специальная школа-интернат №1» управления образования ВКО