Цели анализа: выявить степень реализации поставленных перед членами МО задач; наметить план работы МО на новый учебный год
Предмет анализа: учебная и методическая работа членов МО
РАЗДЕЛ 1.
Общая оценка работы по выполнению задач, поставленных перед МО.
Деятельность МО в 2023-2024 учебном году строилась в соответствии с планом работы МО, методической темой МО: «Формирование творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска разнообразных методов обучения, реализующих программы обновленного содержания»
Цель работы МО: совершенствование педагогического мастерства в сфере применения современных образовательных технологий с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса в рамках обновленного содержания образования.
Перед учителями начальных классов были поставлены следующие задачи:
-
Осваивать и применять на практике инновационные педагогические технологии, способствующие повышению качества обучения, для реализации современных требований образования;
-
Работать по основным направлениям Программы развития школы 2021-2025 гг. по проекту «Школа – интернат – пространство возможностей на основе сотрудничества детей и взрослых»;
-
Повышать уровень общедидактической и методической подготовки педагогов;
-
Проанализировать проектную деятельность в работе МО и наметить перспективы дальнейшей работы;
-
Принимать активное участие в мероприятиях школьного уровня, проектах, дистанционных конкурсах. Привлекать к работе над проектами родителей.
В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:
Аналитическая деятельность:
-
Анализ методической деятельности за 2023-2024 уч. год и планирование на 2024-2025 уч.год.
-
Анализ посещения открытых мероприятий.
-
Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования)
-
Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.
Информационная деятельность:
-
Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.
-
Продолжение знакомства с обновленным содержанием образования.
-
Пополнение тематической папки «Методическое объединение учителей начальных классов».
Консультативная деятельность:
-
Консультирование педагогов по вопросам тематического планирования по обновленному содержанию.
-
Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.
-
Консультирование педагогов по вопросам проектирования учебного процесса по обновленному содержанию.
Организационные формы работы:
-
Заседания методического объединения.
-
Методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов начальной школы.
-
Взаимопосещение уроков педагогами.
-
Выступления учителей начальных классов на МО, практико-ориентированных семинарах, педагогических советах.
-
Повышение квалификации педагогов на курсах.
В ходе выполнения поставленных задач осуществлялось непрерывное совершенствование педагогического мастерства учителей начальных классов, осуществлялся рост профессиональной компетентности педагогов школы в ходе работы по темам самообразования с целью ориентации на развитие мотивации обучения, способностей и возможностей каждого ученика, на раскрытие их личностного, интеллектуального, творческого потенциала. Педагоги МО продолжали развивать способности каждого обучающегося на основе использования современных образовательных технологий и методов активного обучения. Учителя находятся в постоянном развитии: в своей работе являются исследователями, изучают передовой опыт коллег по организации различных форм уроков, знакомятся с новыми программами и концепциями обучения. С целью расширения и углубления профессионально - методических знаний и умений, занимаются самообразованием, совершенствованием уровня педагогической подготовки. Они заинтересованы в эффективности каждого урока – в достижении намеченной цели, выполнении программы.
ВЫВОДЫ: В целом работу МО можно считать удовлетворительной. С поставленными целями и задачами МО справилось, в дальнейшем будет продолжать работу над поставленными целями и задачами.
РАЗДЕЛ 2.
Состояние работы с педагогическими кадрами, ее результативность
Кадровый состав МО
№ |
ФИО |
Дата рождения |
Педстаж |
Категория |
Образование |
1 |
Шарыпова Ирина Борисовна |
02.04.69 |
36 |
высшая |
Высшее. ВКГУ ПиМНО 1991г. КИРУДН 2016г. |
2 |
Котова Наталья Владимировна |
28.07.68 |
39 |
Педагог-исследователь |
Высшее КАСУ ПиМНО 2005г. |
3 |
Куниязова Гаухар Кайратовна |
09.02.94 |
10 |
б/к |
Омская гуманитарная академия 2018г. |
4 |
Рахимжанова Карлыгаш Михайловна |
26.01.83 |
19 |
вторая |
Высшее ВКГУ им. Аманжолова ПиМНО 2004г. Дефектология 2013г. |
5 |
Пикулина Людмила Владимировна |
07.04.76 |
11 |
Педагог-модератор |
Высшее КАСУ ПиМНО 2007г. КИРУДН 2019г. |
6 |
Рябинина Мария Алексеевна |
19.12.88 |
15 |
б/к. |
Высшее ВКГУ им. Аманжолова Психолог 2009г. Дефектология 2016г. |
7 |
Полионова Юлия Валерьевна |
08.11.79 |
23 |
б/к |
Высшее ВКГУ им. Аманжолова ПиМНО,2004г КИРУДН 2021г. |
8 |
Тимофеева Алена Игоревна |
28.08.87 |
13 |
Педагог-модератор |
Высшее Высшее ВКГУ им. Аманжолова Психология,2010г Высшее ВКГУ им. Аманжолова Дефектология,2015г |
Работа школьного методического объединения на 2023-2024 учебный год строилась в соответствии с Программой развития школы на 2021-2025 учебный год. Был составлен план работы МО на 2023-2024 уч. год.
Свою работу педагоги начали с составления календарно-тематического планирования. При планировании методической работы мы стремились отобрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед МО:
-
Активное участие в тематических педагогических советах и семинарах. (Котова Н.В., Шарыпова И.Б., Рахимжанова К.М., Пикулина Л.В., Тимофеева А.И., Полионова Ю.В., Рябинина М.А.)
-
Работа учителей над темами самообразования.
-
Открытые мероприятия и их анализ.
-
Взаимопосещение и анализ уроков.
Главными направлениями МО на данном этапе стали:
-
Внедрение в практику каждого учителя новых технологий обучения.
-
Исследовательская работа: проведение диагностики по предметам, анализ результатов и ошибок, мониторинги уровня обученности и качества знаний по этим работам.
-
Обмен опытом по совершенствованию методики преподавания, изучение ППО.
-
Работа по совершенствованию учебно-методического комплекса; использование ресурсов ПТС (Интернета) в учебно-образовательных целях.
Внеклассная работа с учащимися по развитию познавательного интереса у них к изучаемым предметам, по повышению их образовательного уровня (в том числе через участие в предметной декаде).
В течение учебного года учителя руководствовались своими проблемными темами, целями и задачами МО. Использовали в работе такие методы и приемы, которые способствовали развитию творческой активности учащихся; внедряли в практику элементы инновационных нетрадиционных форм ведения уроков; работали над развитием младших школьников с ООП на уроках и во внеурочной деятельности; добивались определённых результатов через индивидуальный и дифференцированный подход в обучении; использовали на уроках в начальных классах технические средства -компьютер, видеозаписи, интерактивные доски.
Педагогами начальных классов школы по всем предметам учебного плана велась работа по обновленному содержанию программного материала, бралась за основу Технология проектирования учебного процесса, отработаны разделы и оценочные критерии. Учителя, работающие в классах ЗПР работали над критериальным оцениванием по всем предметам. Систематизировали дифференцированный индивидуальный контроль по темам и разделам программы, сформировали банк данных разноуровневых заданий через контрольно-диагностические карты, которые так же являются частью проектирования процесса обучения школьников. Обновленное содержание УМР в школе дает возможность структурировать процесс обучения, отслеживать динамику развития каждого ученика, решая важные вопросы индивидуально-дифференцированного подхода в учебном процессе. Согласно Программе развития школы на 2021-2025 гг. отрабатывали технологию проектирования обучения, которая является основополагающим направлением в обучении и воспитании школьников, ведущей технологией и ключевой идеей методической работы в школе. Работали над повышением качества образования и его результатов в соответствии с требованиями обновленного содержания образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
В январе 2024 года состоялся семинар по теме: «Мир на кончиках пальцев», подготовленный МО учителей начального звена обучения Котовой Н.В., Шарыповой И.Б., Рахимжанова К.М., а так же психологом Кадуркиной О.В. и логопедом Меломед Е.И.
Цель семинара 1. Использование приемов нейропсихологии в организации учебно-воспитательного процесса.
2. Комплексное применение развивающих упражнений всеми участниками УВП.
Педагоги осветили следующие вопросы: Кадуркина О.В. «Нейропсихологические основы развивающей работы с учащимися с ООП», Котова Н.В. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей (нейропсихология), Меломед Е.И. «Речевое развитие детей с ООП с использованием кинезиологических методик», Шарыпова И.Б. «Методы и приемы стимулирования познавательной
деятельности учащихся с легкими нарушениями интеллекта через развитие мелкой моторики», Рахимжанова К.М. «Роль пальчиковых игр в познавательном развитии детей с ЗПР»
В своих выступлениях педагоги подробно рассказали об использовании на своих уроках новых подходов и методов на основе межпредметного и метапредметного обучения. В конце семинара коллегами и директором школы Жунусовой А.У. была дана положительная оценка проведенному мероприятию.
Педагог нашего МО Пикулина Л.В. приняла участие в подготовке и проведении постоянно действующего семинара по теме: «Новые профессиональные компетенции педагогов»
Тема выступления: «Создание развивающей среды для учащихся с УНИ»
В январе 2024 года Методическим объединением совместно с логопедом Меломед Е.И. и психологом Кадуркиной О.В. был подготовлен и проведен семинар практикум по теме «Мир на кончиках пальцев»
Цель семинара показать: 1. Использование приемов нейропсихологии в организации учебно-воспитательного процесса.
2. Комплексное применение развивающих упражнений всеми участниками УВП.
Педагогами были подготовлены выступления по следующим темам:
Кадуркина О.В. «Нейропсихологические основы развивающей работы с учащимися с ООП»
Котова Н.В. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей (нейропсихология)
Меломед Е.И. «Речевое развитие детей с ООП с использованием кинезиологических методик»
Шарыпова И.Б. «Методы и приемы стимулирования познавательной деятельности учащихся с легкими нарушениями интеллекта через развитие мелкой моторики»
Рахимжанова К.М. «Роль пальчиковых игр в познавательном развитии детей с ЗПР»
Педагоги нашего МО Тимофеева А.И., Пикулина Л,В,, Рахимжанова К.М. приняли участие в районном этапе (на базе школы) конкурса педагогического мастерства «Лучший педагог специального образования» и показали отличные результаты. Тимофеева А.И. приняла участие в областном туре конкурса и заняла 3 место.
Для повышения интереса к школьным предметам и мотивации обучающихся к изучению научных дисциплин с 4 по 12 апреля 2024 года в школе проходила неделя МО учителей начальных классов.
Цель: Выявление оптимальных средств, методов, форм взаимодействия педагога и ребенка, способствующих формированию учебно-познавательной компетентности младшего школьника
Целью декады было показать методические приемы и формы организации внеклассной деятельности учащихся начальной школы, обеспечивающие повышение мотивации и познавательного интереса. Задачи предметной недели:
1.Создание условий максимально благоприятствующих получению качественного образования каждым учеником в зависимости от его индивидуальных способностей, наклонностей, культурно - образовательных потребностей.
2. Повышение интереса обучающихся к учебной деятельности.
3. Оценка влияния предметной недели на развитие интереса учеников к изучаемым предметам.
4. Помощь учителям и ученикам в раскрытии своего творческого потенциала, организаторских способностей.
Для более интересного, увлекательного и познавательного проведения данного мероприятия, руководителем МО начальных классов Н.В. Котовой совместно с учителями младшего звена был составлен план её проведения под названием «Весенний перезвон». Нами был сформулирован принцип проведения предметной декады - каждый ребенок является активным участником всех событий декады. Он может попробовать свои силы в различных видах деятельности: решать задачи и примеры, сочинять, писать, мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать, загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки. План проведения недели был обсуждён и утверждён на методическом объединении учителей начальных классов. В составлении плана приняли участие все учителя начальной ступени обучения. Мероприятия декады проводились согласно разработанному плану.
Мероприятие |
Участники |
Место. Ответственные |
Открытый урок по литературному чтению урока по теме "Традиции в играх разных народов. Небылицы. Прибаутки. Скороговорки» |
2 б класс |
Рахимжанова К.М. |
Открытый урок по мир вокруг «Раннецветущие растения» |
3 а класс |
Тимофеева А.И. |
Урок систематизации и обобщения Математика «Умножение числа 9 и деление числа на 9. Решение составных текстовых задач». |
4 а класс |
Пикулина Л. В. |
Внеклассное мероприятие. Праздник «Осеева» |
0 – 4 классы |
3 этаж Дузбаева А.Ж. Котова Н.В. Шарыпова И.Б. |
Конкурс поделок «Весенний перезвон» |
0 – 4 классы |
3 этаж Рахимжанова К.М. Куниязова Г.К. |
Открытый урок. Русский язык. Тема: «Словосочетания». |
3б класс |
Котова Н.В.
|
Открытый урок. Литературное чтение. Урок – викторина. Тема: «Путешествие в космос» |
4б класс |
Рябинина М.А. |
Открытый урок. Мир вокруг. Тема: «День космонавтики» |
1,2 классы |
Куниязова Г.К. |
Спортивное состязание сборных команд начальных классов: «Весенние старты» |
0 – 4 классы |
Спортивный зал. Гатаулина С.Г. Пикулина Л.В. |
В предметной декаде активное участие приняли учителя начальных классов и их воспитанники. Все учителя в ходе предметной декады показали современные подходы к проведению уроков, проявили хорошие организаторские способности. Обеспечивалась коррекционно-развивающая и практическая направленность. Чётко просматривалась индивидуальная работа с обучающимися. Доброжелательное отношение к учащимся способствовали продуктивной деятельности обучения.
По результатам проведения Декады начальной школы можно сделать следующие выводы:
1.Учителя показали применение на мероприятиях элементов современных педагогических технологий и методик преподавания, оптимальных средств, методов, форм взаимодействия педагога и ребенка, способствующих формированию учебно-познавательной компетентности младшего школьника
2.Все преподаватели в своей работе используют современные технические средства.
3.Учащиеся показали хороший уровень самоорганизации, высокий уровень выполнения требований учителя.
Можно с уверенностью сказать, что предметная неделя прошла в атмосфере творчества, сотрудничества и показала результативность работы учителей начальных классов. В конце недели были подведены итоги, выявлены самые активные ребята, а также победители в разных конкурсах. Всем были вручены грамоты.
ВЫВОДЫ: С целью обеспечения дальнейшего роста профессионального мастерства, учителя начальных классов провели мероприятия, которые были даны на должном уровне и показали работу учителя и обучающихся. Работу декады начальных классов можно признать удовлетворительной.
РАЗДЕЛ 3. Анализ тематики заседаний МО
За отчетный период было проведено 5 плановых заседаний. На каждом заседании учителя выступали с сообщениями на определенную тему, обсуждали современные технологии, обменивались методической литературой, обсуждали наиболее трудные вопросы преподавания, что играет положительную роль в повышении педагогического мастерства учителя. Тематика заседаний методического объединения определялась задачами методической работы школы. При выборе тем учитывались профессиональные запросы педагогических работников, актуальность рассматриваемых вопросов, их значение для совершенствования качества педагогической деятельности и, как следствие этого, повышения качества учебно – воспитательного процесса в школе.
На заседаниях МО также ставились вопросы, связанные с самообразованием, так как это одна из форм повышения профессионального мастерства педагогов. Большое внимание уделялось вопросам, связанным с совершенствованием технологии проектирования УВП и критериального оценивания,
повышением качества знаний, состоянием предметов, преподаваемых в начальной школе, использованием на уроках метапредметного и межпредметного обучения.
В 2023-2024 г. учителя МО работали над совершенствованием кабинетной системы. Продолжалось накопление и систематизация наглядного, дидактического и раздаточного материалов, который успешно использовался на уроках. Создано большое количество печатного материала по предметам в форме контрольных, самостоятельных, тестовых работ, создано большое количество презентаций к урокам. Педагоги МО создают квест уроки и онлайн-игры на интернет платформах: LearningApps.org, Power Point и другие.
В коллективе учителей начальных классов налажена атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, поддержки. Педагоги постоянно работают над задачей формирования творчески работающего коллектива учителей-единомышленников. Учителя нашего МО стремятся к совершенствованию педагогического мастерства и повышению уровня профессионализма через самообразование и курсы повышения квалификации, что способствует своевременному обновлению учебно-воспитательного процесса, совершенствованию методов и форм обучения, освоению образовательных технологий. Таким образом, анализ работы МО показал, что запланированный план работы выполнен. Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед МО. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. Выступления и выводы основывались на практических результатах. Учителя старались создать наиболее благоприятные условия для обучения и воспитания учащихся.
В рамках работы МО педагоги школы активно проводят уроки и внеклассные мероприятия для коллег, что обеспечивает непрерывный процесс внутришкольного повышения квалификации и роста профессиональной компетентности, участвуют в инновационной, проектной, исследовательской деятельности, в мероприятиях городского, районного, областного уровня. В Опыт работы педагогов распространяется также через сеть Интернет и через печатные издания. Учителя публикуют статьи и собственные методические разработки.
ВЫВОДЫ: Работу учителей МО начальных классов в 2023-2024 учебном году признать удовлетворительной. Активно ведется работа над темами самообразования, проводится работа по повышению квалификации педагогов. В работе МО присутствует взаимопосещаемость уроков, которые анализируются коллегами, вырабатываются рекомендации, направленные на повышение качества успеваемости. Все заседания МО проведены согласно плану работы. Выполнение решений заседаний контролируется, систематически проводится мониторинг качества знаний учащихся.
РАЗДЕЛ 4. Анализ инновационной деятельности МО
Фундамент инновационного подхода – в обучении через деятельность. Именно она должна стать главной составляющей современного учебного процесса. При таком подходе учитель перестает быть транслятором знаний, единственным источником информации: ученик должен научиться самостоятельно добывать информацию и проверять её достоверность. Педагоги начальных классов продолжают активно внедрять в учебный процесс разные формы и виды использования ИКТ с целью активизации учебной деятельности по развитию навыков самообразования школьников, соблюдая принципы компетентного подхода в обучении. В своей работе учителя используют технологии: разноуровневого обучения, игровые , здоровьесберегающие, технологию деятельностного подхода, использование ИКТ на уроках, групповые технологии, проектный метод обучения, личностно-ориентированные, технологию проблемно-диалогового и развивающего обучения, технология проектирования учебного процесса. Педагоги МО создают квест уроки и онлайн-игры на интернет платформах: LearningApps.org, Power Point и другие
РАЗДЕЛ 5. Общие выводы
Поставленные задачи в текущем году в основном выполнены. Методическая работа представляет собой относительно непрерывный, постоянный процесс. Повышение квалификации и педагогического мастерства позволяет повысить уровень проведения учебных занятий в результате внедрения новых технологий, инноваций, помогает выявить недостатки и затруднения в их деятельности. В школе созданы все условия для непрерывного образования педагогов, что предполагает повышение мотивации на освоение передового педагогического опыта, на изучение и применение новых технологий обучения.
Рекомендации:
Продолжить работу над формированием универсальных учебных умений и навыков как основного инструмента образовательной деятельности.
Способствовать развитию мотивации педагогов на личностно-профессиональное саморазвитие.
Продолжить работу над совершенствованием новых образовательных технологий. Уделять больше внимания работе с детьми повышенной мотивации. Проводить индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися.
Продолжить работу над преемственностью между начальной школой и средним звеном.
Среди членов МО систематически проводить работу по повышению квалификации педагогов.
Принимать активное участие учителей МО в профессиональных конкурсах и семинарах различного уровня.
Сохранить положительную мотивацию учащихся.
Активно вести работу над темами самообразования.
Общие выводы: Из анализа работы методического объединения учителей начальных классов вытекают следующие цели и задачи на 2024 - 2025 учебный год:
Цель: Повышение эффективности и качества образования в начальной школе, ориентированное на обучение и воспитание детей разных образовательных возможностей и способностей в условиях реализации обновленного содержания образования.
Задачи:
1. Создание условий для успешного овладения программным материалом и выполнения программ обучающимися.
2. Продолжить работу по основным направлениям Программы развития школы 2021-2025 гг. по проекту «Школа – интернат – пространство возможностей на основе сотрудничества детей и взрослых»;
3. Продолжить работу, направленную на индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса, активизировав внимание на работе с мотивированными детьми.
4. Продолжить изучение и внедрение в практику наиболее эффективных образовательных технологий преподавания предметов в начальной школе, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к развитию творческой деятельности обучающихся.
5. Внедрить опыт творчески работающих учителей через мастер-классы, обучающие семинары.
6. В новом учебном году проводить работу методического объединения по заключительному этапу Программы развития школы на 2021-2025 гг.
Итоги работы в 2023-24 уч.году позволяют признать деятельность МО учителей начальных классов «удовлетворительной».
Руководитель МО Котова Н.В.